Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры

 

Кнопка «Скачать реферат бесплатно» находится в конце реферата.

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура».

Тема: «Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Социально — биологические основы физической культуры.

1.1. Основные понятия

1.2. Организм   человека   как   единая   саморазвивающаяся   и саморегулируемая   биологическая   система

1.3. Физическая   и   умственная   деятельность   человека

1.4. Обеспечение устойчивости к физической и умственной нагрузке

  1. Психофизиологические основы физической культуры

2.1 Факторы, влияющие на  психофизиологическое состояние

2.2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов

2.3. Динамика умственной работоспособности

2.4. Условия высокой продуктивности учебного труда студентов

2.5. Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Представления о человеческом организме формировались на протяжении многих веков. Интерес к этому стимулируется многими сторонами человеческой деятельности: физическим и умственным трудом, военным делом, спортом, путешествиями. Все эти формы деятельности ставили вопросы о сохранении и укреплении здоровья – первейшей потребности человека.
Биологическая программа развития человека определяет строение и физиологи­ческие особенности человеческого организма. Она формировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологи­ческой программы являются хромосомы, которые передаются челове­ку от его родителей.
Социальная программа развития — это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социаль­ную сущность человека составляют такие качества, как мораль, со­весть, долг, образование, культура и др. Социальная программа под­готовлена общественно-историческим развитием человеческого об­щества и не передается по наследству. Каждый человек в течение жизни осваивает ее постоянно, находясь в обществе людей. В про­цессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отноше­ние к воздействию внешних условий.
Внешние природные и социальные условия, с которыми челове­ческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут ока­зывать на него как полезные, так и вредные воздействия.

Однако без знания строения человеческого тела, закономерно­стей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, осо­бенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невоз­можно правильно организовать процесс совершенствования человека.

  1. СОЦИАЛЬНО – БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные понятия.

Естественно — научные,     социально-биологические     основы физической культуры —   это   комплекс   медико-биологических, гуманитарных   и социальных   знаний,   в   первую   очередь   по   анатомии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагогике, психологии, культурологии, социологии,  медицине, на достижениях которых базируется теория и  методика физического воспитания и спортивной тренировки.

Организм   человека —   это   единая   сложная  высокоорганизованная биологическая   система,  находящаяся   в   постоянном  взаимодействии  с изменяющимися   условиями   окружающей   среды   и   обладающая способностью саморегуляции и саморазвития, а именно, способностью к самообучению,   восприятию,   передаче   и   хранению   информации   и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные   системы   организма —   это   группы   органов, обеспечивающие   протекающие   в   них   согласованные   процессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная,   пищеварительная,   выделительная,   эндокринная (железы   внутренней   секреции),   сенсорная   (органы   чувств),   половая   и иммунная   система.   Они   осуществляют   свои   функции   в   теснейшем взаимодействии.

Нервная система — одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию   всех   протекающих   в   организме   человека   процессов   и взаимосвязь организма и внешней среды.

Основные функции нервной системы:

1) восприятие   действующих   на   организм   как   внутренних, так и внешних раздражителей;

2) проведение и обработка воспринимаемой информации;

3) формирование ответных и приспособительных реакций.

Нервная система делиться на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую.   К   ЦНС   относиться   головной   и  спинной   мозг.   К периферической — нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека. Нервная система условно делиться на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; вегетативная обеспечивает и регулирует протекание процессов обмена веществ и работу внутренних органов и систем.

Особую роль в ЦНС играет кора больших полушарий головного мозга. Именно она формирует деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей  средой; является   распорядителем   и   распределителем   всех   функций   и   всей деятельности   организма.

Кора   —   это   вместилище   всей   нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств.

Деятельность   коры   больших   полушарий   носит   название  высшей нервной деятельности (ВНД).

Важными показателями ВНД являются:

1) сила нервных процессов -характеризуют настойчивость, смелость, активность, целеустремленность;

2) уравновешенность нервных процессов — характеризует устойчивость настроения,   сдержанность   характера,   особенность   поведения   в коллективе, семье, взаимоотношения с товарищами;

3)подвижность   нервных   процессов   —   характеризует   быстроту освоения двигательных навыков, быстроту переключения  с одного вида

деятельности на другой, приспособляемость к новым   условиям  жизни, способность   быстро   проанализировать  ошибки   и   внести   коррективы   в программу   двигательных   действий   в   конкретной   изменяющейся окружающей внешней обстановке.

Экспериментальные   данные   и   наблюдения   показывают,   что в процессе   занятий   спортивными   упражнениями   и   особенно   в   процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается   их   уравновешенность.   Физические   упражнения   могут исправлять врожденные особенности нервной  деятельности, изменять их в желаемом направлении и в этом заключается одна из важнейших сторон социального и биологического значения физического воспитания и спорта.

Часть   своих   функций   ЦНС   осуществляет   через   систему   органов внутренней   секреции,   эндокринные   железы,   вырабатывающие   и выделяющие в кровь гормоны, которые в свою очередь являются важными регуляторами деятельности функциональных систем.

Гомеостаз — постоянство внутренней среды организма (температуры тела,   кровяного   давления,   содержания   глюкозы   в  крови   и   т.п.).   Это постоянство   физико-химических   и   биологических   свойств   внутренней среды не является абсолютным, а носит относительный и динамический характер.   Оно   регулируется  с  помощью   совокупности   сложных приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное   ограничение   действия   различных   факторов   внешней   и внутренней среды, нарушающих его.

Саморегуляция и самосовершенствование организма реализуются главным   образом   через   совершенствование   в   организме   механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды,   производства,   быта.   Физическая   тренировка   вместе   со сбалансированным питанием  обусловливают эффективность саморегуляциии самосовершенствования организма.

Адаптация — процесс приспособления строения и функций организма к   условиям   существования.   Различают   несколько   видов   адаптации. Специфическая   адаптация   —   совокупность   изменений   в   организме, обеспечивающих постоянство его внутренней среды. Общая адаптация —

совокупность изменений, приводящих к мобилизации энергетических и пластических (образование белка) ресурсов организма.

Срочная адаптация — изменения, которые развиваются непосредственно во время воздействия какого-либо фактора (например, физической нагрузки) за счет имеющихся в   организме   человека   функциональных   возможностей.

Долговременная адаптация   —   развитие   структурных   и   функциональных   возможностей организма в результате многократного повторения срочных адаптационных процессов.

Адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление  функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды, называют компенсаторными механизмами.

Компенсаторные механизмы — это динамичные, быстро возникающие физиологические   средства   аварийного   обеспечения   жизнедеятельности   организма.   Они   мобилизуются,   как   только   организм   попадает   в неадекватные   условия,   и   постепенно   затухают   по   мере   развития адаптационного   процесса.   Например,   под   воздействием   холода усиливаются   процессы   производства   и   сохранения   тепловой   энергии, повышается   обмен  веществ,   в   результате   рефлекторного   сужения периферических сосудов (особенно кожи) уменьшается теплоотдача.

Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая высокой эффективностью для  развития устойчивых

форм адаптационного процесса, они могут достаточно долго поддерживать относительно стабильный гомеостазис.

Гипоксия  (кислородное   голодание)   —   пониженное   содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови, при нарушении биохимических процессов тканевого  дыхания.

Максимальное   потребление   кислорода (МПК)   —   наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной   мышечной   работе.   Отражает   эффективность взаимодействия дыхательной, сердечно сосудистой и кровеносной систем. Величина МПК определяет  функциональное  состояние  этих  систем  и характеризует   степень   тренированности   организма   к   длительным физическим нагрузкам.

Рефлекс —   реакция   организма   на   раздражение,   поступающее из внутренней и внешней среды, осуществляемая посредством центральной нервной   системы.   Биологическая   сущность   рефлекса   заключается   в приспособлении организма к этим изменениям. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. Всякое мышечное движение   имеет   рефлекторную   природу,  рефлекторным   же   путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.

Экологические факторы — показатели окружающей человека внешней среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т.п.

1.2. Организм   человека   как   единая   саморазвивающаяся   и саморегулируемая   биологическая   система.  Воздействие внешней среды на организм человека.

Организм представляет собой единую сложную систему. В организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из  тканей построены органы,   органы   объединены   в  системы.  Все  клетки,  ткани,  органы   и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В   основе   жизнедеятельности   клеток,   тканей,   органов   и   всего организма   лежит   обмен   веществ,   включающий   два   взаимосвязанных процесса:   усвоение   питательных   веществ   (ассимиляцию)   и   распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление  сложных  веществ,   входящих   в   их   состав,   на   более   простые.   Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет  которой совершаются все процессы в органах и тканях (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и ассимиляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ   и   кислорода,   которые   доставляются   кровью   по   кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород — из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе  обмена продукты распада из мышц поступают   в   кровь,   доставляются   в   органы   выделения   и   через   них выводятся  наружу.

Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов, регулируется нервной системой и т.д.

Взаимосвязь между различными системами органов проявляется и в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в   мышцах,   что  приводит   к   согласованному   изменению   деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.

Организм   человека   развивается   под   влиянием   генотипа   (наследственности),   а   также   факторов   постоянно   изменяющейся   внешней природной и социальной среды.

Без   знания   строения   организма   человека,   особенностей   процессов жизнедеятельности отдельных его органов, систем органов нельзя обучать, воспитывать и лечить человека, нельзя также обеспечить его физическое развитие и совершенствование.

 

Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования   физической   культуры   личности   будущего   специалиста, который при изучении данной темы получает возможности:

— изучить особенности функционирования человеческого  организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;

— уметь диагностировать состояние своего организма и от дельных его систем;

— вносить   необходимую   коррекцию   в   их   состояние   средствами физической культуры и спорта;

— уметь   рационально   соотносить   физкультурно-спортивную деятельность   и   индивидуальные   особенности   организма,   а   также учитывать условия труда, быта, отдыха.

Человеческий организм — сложная биологическая система.  Все органы человеческого   тела   взаимосвязаны,   находятся   в   постоянном взаимодействии   и   являются   единой   саморегулируемой   и саморазвивающейся системой, обеспечивающей взаимодействие психики человека,   его   двигательных   и   вегетативных  функций   с   различными условиями окружающей среды.

В организме человека насчитывается более 100 триллионов  клеток. Каждая клетка представляет собой одновременно: фабрику по переработке веществ,   поступающих   в   организм;   генератор,  вырабатывающий биоэлектрическую энергию; компьютер с  большим объемом хранения и выдачи информации. Кроме этого, определенные группы клеток выполняют специфические, присущие только им функции (мышцы, кровь, нервная система и др.).

Наиболее   сложное   строение   имеют   клетки   ЦНС   —   нейроны.   Их насчитывается в организме 10-15 миллиардов. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц информации в секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ.

Каждую клетку необходимо снабдить питательными веществами и кислородом,   вывести   из   нее   продукты   распада   после  биохимических реакций жизнедеятельности, а также обеспечить регуляцию протекающих в ней процессов. Для этого к каждой клетке подходит кровеносный сосуд — капилляр — и нервное волокно.

Организм человека состоит из отдельных органов,   выполняющих   свойственные   им   функции.   Различают   группы органов,  выполняющие совместно общие функции — это система органов.

В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. Взаимосогласованные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.

Многие   функциональные:   системы   в   значительной   степени  обеспечивают   двигательную   деятельность   человека.   К   ним   относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.

Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей   из   четырех   взаимодействующих   элементов:  физическая окружающая   среда   (атмосфера,   вода,   почва,   солнечная   энергия); биологическая   окружающая   среда   (животный  и   растительный   мир); социальная среда (человек и человеческое  общество); производственная среда (производство и труд человека).

Влияние внешней среды на организм человека   весьма  многогранно,   она  может   оказывать   на  организм,  как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимое для жизнедеятельности и развития, однако, вместе с тем,   он   получает   многочисленный   поток   воздействий   (температура, влажность,   солнечная   радиация,   производственные,   профессиональные вредные и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.

Нормальное   существование   человека   в   этих   условиях   возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней   среды   соответствующими   приспособительными   реакциями   и сохраняет постоянство своей  внутренней среды или адаптируется к новым условиям существования. Следует отметить приспособительные изменения функциональных параметров имеют определенные границы, за пределами которых происходит нарушение свойств системы   или даже ее распад и гибель.

1.3. Физическая   и   умственная   деятельность   человека.

Утомление и переутомление при физической и умственной работе Умственная   и   физическая   работоспособность   в   меньшей   степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды, если   соответствующим   образом   применять   физические   упражнения. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.

Утомление — это состояние, которое возникает вследствие  работы при недостаточности восстановительных процессов и проявляется в снижении работоспособности, нарушении координации регуляторных механизмов и в ощущении   усталости.   Утомление   играет   важную   биологическую   роль, служит   предупредительным   сигналом   возможного   перенапряжения рабочего органа или организма в целом. Суммирование сдвигов в нервно-мышечной, ЦНС и других  системах, возникающих   при   многократном   утомлении,   вызывает   хроническое утомление. Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная   организация   труда,   длительное   выполнение   работы, связанной с чрезмерном нервно-психическим или  физическим напряжением — все это может привести к переутомлению. Умственное переутомление, являясь наиболее вредным для организма, граничит с заболеванием, имеет более длительный  период восстановления. Оно  является  следствием   того,  что  мозг   человека,   обладая   большими компенсаторными возможностями, способен длительное время работать с перегрузкой, не давая знать о своем утомлении, которое мы ощущаем только тогда, когда практически уже наступила фаза переутомления.

Средствами   восстановления   организма   после   утомления   и переутомления   являются:   оптимальная   физическая   активность, переключение на другие виды работы, правильное сочетание   работы с активным   отдыхом,   рациональное   питание,   установление   строгого гигиенического образа жизни. Ускоряют процесс восстановления также достаточный по времени и полноценный сон, водные процедуры, парная баня,   массаж   и   самомассаж,   фармакологические   средства   и физиотерапевтические   процедуры,   психорегулирующая   тренировка  и другие реабилитационно — восстановительные мероприятия.

1.4. Обеспечение устойчивости к физической и умственной нагрузке.

В связи с активизацией учебного труда при возрастающих нагрузках  требуется   оздоровление   условий   и   режима   учебы,  быта   и   отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры — физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни. Использование   оздоровительных   сил   природы   (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной   работоспособности   отводится   комплексу   оздоровительно — гигиенических   мероприятий,   к   числу   которых   относятся   разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек,   пребывание   на свежем   воздухе,   достаточная   двигательная активность.

Систематическая   физическая   тренировка,   занятия   физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов

являются   важнейшим   способом   разрядки нервного   напряжения   и сохранения здоровья. Разрядка психической (нервной) напряженности через движение является наиболее эффективной. Без активной мышечной работы невозможно нормальное функционирование организма. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье.   Наблюдение   за   людьми,   которые   регулярно  занимаются физическими   упражнениями,   показало,   что   систематическая   мышечная деятельность   повышает   психическую,  умственную   и   эмоциональную устойчивость организма.

  1. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Факторы, влияющие на  психофизиологическое состояние.

На психофизиологическое состояние студентов влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества, способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений и навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряжённую учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний.

Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий – 8 — 9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день.

2.2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов.

Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно — происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выпол­няемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При дли­тельной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление — это объективное состояние организма, а умственная усталость — субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неуда­чах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбуж­денном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.

Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую ра­боту еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятель­ности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражитель­ность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникно­вению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

2.3. Динамика умственной работоспособности.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливаемся деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарат а, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно-важных функций организма, тем продуктив­нее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну

Для умственной работоспособности студентов изменения, приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.) сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями, в- третьих сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса.

Работоспособность в начале учебной недели бывает настолько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности: в пятницу и субботу она снижается. Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недели. Затем наступает период стабилизации и работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца.

2.4. Условия высокой продуктивности учебного труда студентов.

Правильная организация умственной работы и отдыха — важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Проблему режима работы и отдыха нельзя

рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха.

Русский физиолог В. Веденский говорил: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают», имея ввиду плохую организацию труда. Сформулированные им общие принципы или условия продуктивности работы необходимо учитывать при организации учебного труда.

1-е условие. Во всякую трудовую деятельность нужно «входить» постепенно, так как начало работы совпадает по времени с периодом врабатывания.

2-ое условие. Для высокой работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Порывистость, форсированное напряжение не обеспечи­вают устойчивой работоспособности. Разным лицам присущ различный ритм работы, однако ритм не есть раз и навсегда установленное качество — можно «воспитать» необходимый ритм в работе. Ритмом в работе можно назвать ежедневную работу в одни и те же часы при целесообразном чередовании ее с перерывами отдыха. В начале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент в работу втянулся, принуждение снимается, возникает привычка,

работа становится потребностью. Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать много, не перегружая себя.

3-е условие. Заключается в привычной последовательности и систе­матической деятельности. Это условие не определяет содержание работы, которое будет в течение семестра изменяться, однако оно предусматривает четкую фиксацию времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, культурные мероприятия, сон и т.д. Содержание работы на каждую неделю в значительной мере определяется графиком обязательных заданий, составленных деканатом. Сроки, указанные в графике, — это как бы вехи, по которым студент может планировать свою работу.

4-е условие. Заключается в правильном чередовании труда и отдыха, а также смены одних форм труда другими. Правильное чередование умственной деятельности с регулярным и достаточным сном является одним из определяющих условий ее аффективного выполнения. Не менее важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудо­вого дня. Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить глубокого развития утомления. В этих условиях процессы восстановления протекают эффективно. Если же продолжать работу, не обращая внимания на чувство большой усталости, то впоследствии даже продолжительный отдых не всегда в полной мере восстановит прежний уровень работоспособности. Кроме того, перемена предмета учебно-трудовой деятельности также благоприятно отражается на ней. Это условие находит отражение в чередовании различных пред­метов в учебном расписании вуза; как следствие, оно требует чередования различных по характеру учебных работ при самоподго­товке студентов — теоретических, практических, графических работ, чтения.

5-е условие. Заключается в успешной работе — систематическое (ежедневное) выпол­нение умственной учебной работы в одни и те же часы суток (тренировка, в результате которой укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объеме).

Направленность использования средств физическое культуры и спорта в процессе обучения в вузе. Активизация учебного труда при возрастающих нагрузках требует оздоровления условий режима учебы, опыта и отдыха студентов.

2.5. Использование физических упражнений как средства активного отдыха и повышения работоспособности.

Двигательная и умственная виды деятельности человека взаимо­связаны. В период напряженного умственного труда у людей обычно наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатие губы, напряженная шея. Напряжение мышц тем сильнее, чем сложнее задача, которую приходится решать. Импульсы, идущие от напряженной мускулатуры в центральную нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Установлено, что при умственной работе, не требующей физических усилий и точно координированных движений, чаще всего напряжены мускулы шеи, плечевого пояса, мимики и речевого аппарата, потому что их актив­ность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. При длительном письме напряжение постепенно перемещается от мускулов плеча и плечевого пояса.

Таким образом, нервная система стремится активизировать кору головного, сохранить работоспособность. Если этот процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга привыкает к этим раздражениям, начинается процесс ее торможения, работоспо­собность снижается. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения, необходимы активные движения. Они гасят нервное возбуждение и освобождают мускулатуру от лишнего напряжения. Не менее важно здесь и состояние мускулатуры человека, которая помогает нервной системе справляться с интеллектуальными нагруз­ками. Если человек после работы спал меньше, чем обычно, то тони­ческое напряжение его мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением мускулатуры, так что для успешной умственной работы нужен не только трениро­ванный мозг, но и тренированное тело. Различают отдых пассивный (сон) и активный, связанный с двигательной деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, на которую воздействуют социальные, экологические, биологические и другие факторы. Физическая культура — часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура  формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда.

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности будущего специалиста при этом немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения человек может осуществлять трудовую деятельность общаясь с другими людьми заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температура влажность давление сила воздействия солнечной и космической радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов.

Таким образом, можно сделать заключение что двигательная функция- основная функция человеческого организма которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности в том числе и в умственной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений, М.: Сов. Росиия, 1974;
  2. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка, Минск, 1981;
  3. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости, М. Инфра М, 1998;
  4. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата, М., 1969;
  5. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, М.: Детская литература, 1987;
  6. Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта, М.: Просвещение, 2000.
  7. Книга о здоровье, под ред. Ю.П. Лисицына, М., 1988.
  8. Лечебная физическая культура, под ред. В.А. Епифанова, М., 1987;
  9. Методические основы и формы лечебной физической культуры. Физиологические проблемы детренированности, под ред. А.В. Коробкова, М., 1970
  10.   Физиология человека, под ред. Н.В. Зимкина, М., 1975.
  11.   Физическая культура  студента. Учебник для студентов вузов./ Под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 1999.
  12.   Физическая культура. Учебник для студентов технических ВУЗов./Под общей ред. В.А. Коваленко. – М.: «АСВ», 2000

 СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ БЕСПЛАТНО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *