Социология. Контрольная работа.

 

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Социология».

 Что такоее этноцентризм? В чем он проявляется?

Этноцентризм — механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона; отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; предпочтение своей этнической группы. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этноцентризм как социально-психологическое явление существовал на протяжении всей истории человечества. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.

Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма: восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных; рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных; представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой.

Этноцентризм – неизбежная часть нашей жизни, нормальное следствие социализации и приобщения человека к культуре. Более того, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной этнической идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления – миролюбивой нетождественности. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

При межэтническом сравнении в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая – в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. Ряд исследований 1980–1990-х обнаружил у московских студентов достаточно явную тенденцию к сопоставлению «типичного американца» и «типичного россиянина». В стереотип американца вошли деловые (предприимчивость, трудолюбие, добросовестность, компетентность) и коммуникативные (общительность, раскованность) характеристики, а также основные черты «американизма» (стремление к успеху, индивидуализм, высокая самооценка, прагматичность).

У соотечественников москвичи прежде всего отметили позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение качеств, составляющих два стереотипа, показывает, что они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и чужой групп вовсе не свидетельствует о полном отсутствии этноцентризма. В данном случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей группы: типичному ее представителю они приписывали высоко оцениваемые в русской культуре черты, а американцу – качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части иерархии личностных черт как ценностей.

Этноцентризм не всегда бывает благожелательным. Межэтническое сравнение может выражаться в форме противопоставления, что предполагает, по меньшей мере, предвзятость по отношению к другим группам. Индикатором такого сравнения являются полярные образы, когда члены этнической группы приписывают себе только позитивные качества, а «чужакам» – только негативные. Наиболее ярко противопоставление проявляется в зеркальном восприятии, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки – соперникам. Например, своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая, ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа – как агрессивная «империя зла», преследующая свои эгоистические интересы. Именно феномен зеркального отражения был обнаружен в период холодной войны в искаженном восприятии американцами и русскими друг друга.

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык – при описании той же черты чужой группы.

Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

На степень выраженности этноцентризма более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а социальные факторы – социальная структура, объективный характер межэтнических отношений. Представители групп меньшинства – небольших по размеру и ниже других по статусу – более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и – хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности – становится дисфункциональным для индивида и социума. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, или негибкого, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Такой этноцентризм неблагоприятен и для личностного роста индивида, ведь с его позиций воспитывается любовь к родине, а ребенку «внушают убеждение, что именно его «вид» входил в замысел творения всеведущего Божества, что именно возникновение этого вида было событием космического значения и что именно он предназначен историей стоять на страже единственно правильной разновидности человечества под предводительством избранной элиты и вождей».

Воинственный этноцентризм используется в доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в форме делегитимизации – рассмотрении группы или групп в качестве сверхнегативных социальных категорий, исключаемых из реальности приемлемых норм и ценностей. Делегитимизация максимизирует межгрупповые различия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию различия во внешности, а также в нормах, языке, религии и других аспектах культуры. Ее целью является полное разделение своей и чужой групп, вплоть до исключения последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами, представляют ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию «нелюдей» и позволяет не чувствовать себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными людьми: издеваться, превращать в рабов или даже убивать.

Примеры этноцентристской делегитимизации хорошо известны – это отношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии. Этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства – не имеющие права на жизнь «недочеловеки».

Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Отрицание межкультурных различий характерно для людей, не имеющих опыта общения с представителями других культур. Различия между культурами ими не осознаются, собственная картина мира рассматривается как универсальная (это случай абсолютного, но не воинственного этноцентризма). На этапе защиты от культурных различий люди воспринимают их как угрозу для своего существования и пытаются им противостоять, рассматривая ценности и нормы своей культуры как единственно истинные, а чужие – как «неправильные». Этот этап может проявиться в воинственном этноцентризме и сопровождаться навязчивыми призывами гордиться собственной культурой, которая рассматривается как идеал для всего человечества. Минимизация межкультурных различий означает, что индивиды их признают и не оценивают негативно, но определяют как незначительное.

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной   компетентности..
Этноцентризм является одним из серьёзных препятствий адаптации к другой культуре. Это предрасположенность людей оценивать условия своей культуры как предпочтительные, убеждённость, что культурные ценности и обычаи собственной страны превосходят все другие ценности. Этноцентризм связан с чувством превосходства, которое представители одной культуры (страны, национальности) испытывают по отношению к другим, он может проявляться в неуважении к другому человеку, стремлении смотреть на него свысока, навязывании своей системы взглядов и ценностей
Во многом на ситуацию влияют отсутствие толерантности и узость взглядов. Люди слишком часто видят то, что хотят видеть, ориентируясь лишь на собственные представления и собственный культурный опыт. Тут так же, как при чтении книг. Автор пишет одно, а читатель может «увидеть» совсем другое. И сколько читателей, столько и оттенков восприятия…
Крайнее проявление этноцентризма – ксенофобия. Она выражается в нетерпимости к чужеродному, отторжении незнакомых и непривычных представлений в чужой культуре, агрессивного отношения к ним. О ксенофобии (в греческом «ксенос» – чужой, «фобос» – страх) много говорят и даже пытаются бороться с ней. Тем не менее, проблема (во многом и за счёт своей многогранности) по-прежнему актуальна.

  1. Зависит ли социальный статус человека от его этнической принадлежности?

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Социологи различают:

— прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность).

— приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

— предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Э́тнос — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином «этнос», в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено.

Для индикации этнической принадлежности существуют этнические символы: национальные знамёна, гербы, национальная одежда, национальнве узоры, национальные обряды и т. д. Одним из индикаторов национальной принадлежности является религия.

Все религии существуют благодаря возвышенным чувствам, которые являются неотъемлимой частью базового набора чувств и эмоций. Возвышенные чувства, которые переживают к Богу поклоняющиеся – одни и теже у всех людей и у всех народов.

Чувство-то одно и тоже, но Бога называют по разному, и ритуалы разные, и разное убранство храмов. Разными религиями одни народы отделяют себя от других народов. Чтобы отделить наших от не наших и были придуманы в различия в религиях.

На самом деле религия – это лишь символ, сам по себе бессмысленный, пока в общественном мнении не утверждено, что этот символ “наш”, а этот “не наш”. Эта религия “наша” (святоотеческая), а эта “не наша”. Этот флаг “наш”, а этот “не наш”. Эта звезда на гербе “наша”, а эта “не наша”. Переход в лругую религию расценивается, как предательство нации, как измена этнисескому ”Мы”.

Несмотря на то, что религия является не более чем индикатором этнической принадлежности, границы распространения религий не совпадают в точности с границами суперэтносов. Дело в том, религиями этносы лишь отделяют себя от соседей, в том числе если эти эносы входят в состав одного и того же суперэтноса.

Религией нации отличают себя от соседей и внутри суперэтносов. Например ливанские православные христиане своей религией отличают себя от соседей-мусульман. Хотя и те, и другие принадлежат к одному суперэтносу. Точно также башкиры и татары с помощью религии отгородились от русских. Хотя и татары, и русские, и башкиры принадлежат к одному российскому суперэтносу. Трудно отличить русскую деревню в новгородской области от татарской деревни в Поволжье – те же избы, те же заборы, такие же бабки в платочках.

Народы сознательно выбирают такую религию, которая отличала бы их от соседей. Например ещё в середине XX века ислам и православное христианство были одинаково распространены среди албанцев. Теперь же все албанцы мусульмане, ибо их соседи – греки, сербы, черногорцы, македонцы – православные христиане. Такой же путь проделали абхазы. Среди абхазцев в середине XX века были одинаково распространены ислам и православное христианство. Однако теперь все абхазцы мусульмане, ибо их соседи – русские и грузины – православные христиане. И абхазы и албанцы перешли в ислам, чтобы подчеркунуть своё этническое отличие от соседей.

Общегрупповой характер добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты. Такое распределение ролей в группе (семье, компании) на фоне общегруппового характера можно уподобить оттенкам .

Иерархия коллективов масштабируется на всё человечество. Стремление коллективов к разделение по 7Я в итоге создаёт этническую структуру человечества. Человечество – это очень большой коллектив, очень большая стая, которая стремиться внутри себя разделится по принципу 7Я на 7 больших сообществ – на 7 суперэтносов, на 7 суперэтнических семей народов.

Народы – это этнические системы, которые обладают этнической структурой. Уровнями системной иерархии в этнической структуре являются соответственно, субэтносы, этносы и суперэтносы (иногда их называют подэтносы, этносы и надэтносы). Иерархия этнических систем такова: человечество – это семья (7Я) суперэтносов, суперэтнос – это семья (7Я) народов, народ – это семья (7Я) субэтносов и т.д.

Этническая принадлежность — один из социальных статусов, которые имеет индивид в своем статусном наборе. Если этническая принадлежность определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения, если она лучше всего характеризует индивида, именно она и является главным статусом. Однако далеко не всегда этнический статус для индивида является главным. С одной стороны, этническая принадлежность выступает в качестве прирожденного статуса, если он устанавливается по этнической принадлежности родителей или родному (материнскому) языку. Поскольку индивид над этим не имеет контроля, такой статус становится приписываемым. С другой стороны, этническая принадлежность может рассматриваться как достигаемый статус, особенно там, где имеет место миксинг, многоязычие, кросскультурная коммуникация. Индивид реализует свою свободу выбора, получая этнический статус по собственному желанию или под давлением обстоятельств. На основе этнического статуса в соответствии с экспектациями, ожиданиями людей, формируется модель поведения, ориетированная на выполнение определенных прав и обязанностей. В тех обществах, где этническое право не существует, или где гражданские права не зависят от официально установленной этничности, права и обязанности реализуются в приватной сфере — бытовых и культурных обыкновениях, морали. В соответствии с этническим статусом и формируется индивидуальное поведение — в числе других индивид играет свою этническую роль.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. С помощью социального статуса регулируются отношения в группе, устанавливаются нормы и правила поведения представителей групп, соответствующие определенному статусу.

Социальные статусы связаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой, взаимодействуют только люди, т.е. носители статусов, которые вступают в социальные отношения.

Социальные группы и общности – это объединения людей, способствующие удовлетворению их потребностей в результате совместных действий с целью достижения совместными усилиями больших результатов, чем каждый добился бы в отдельности.

Социальный статус, я считаю, не зависит от этнического статуса, потому как во многонациональном этносе достаточно много возможностей для личной реализации как в своей этнической группе, там и в пределах государства.

  1. Конфликт поколений – проблема отцов и детей.

Проблема Отцов и детей Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы. Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети двигатели прогресса, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. Отцов и детей я беру в более широком смысле, чем семейные узы. В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жил его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит время с другими принципами и идеалами. Отцы и дети смотрят на мир с разных точек зрения. Дети, по мнению отцов, ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных. Отцы, по мнению детей, торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть. Со временем дети становятся отцами. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов. В противостоянии отцов и детей есть свой смысл: отцы сдерживают прогресс, вызываемый детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко. По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление отцов и детей. Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.

  1. Социологию часто отождествляют с изучением общественного мнения. Правильно ли это?

Социология – это эмпирическая наука об общественной жизни человека, групп и обществ, занимающаяся как анализом отношений индивидов между собой, так и исследованиями глобальных социальных процессов. Социологию также можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это наука не об обществе вообще, а об обществе в социально-человеческом смысле, о человеке в обществе. Человек способен познать мир, оценить его с личных и общественных позиций, исходя из определенных ценностей, осмысливать окружающую действительность и на этой основе строить поведение. Учитывая влияние всех общественных отношений и непосредственного окружения.

Социология – наука, изучающая современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены, произошедшие в человеческом обществе в последние два века.

Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе такому совершенствованию поддается. Могут быть найдены познавательные инструменты. Позволяющие выявить законы развития общества.

Социология – это наука о социальных системах, их функциях, законах, функционирования и развития. Объект социологии – общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления. Предмет социологии – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности. На которую направлены методы исследования данной науки.

Социология исследует социальные явления и процессы на уровне общества в целом и на уровне социальных общностей и их взаимодействий.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования очень важно глубокое обобщение накопленного материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находятся накопление, сбор фактического материала, (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения. Изучение общественного мнения относится к социологическим исследованиям, и его можно отождествить с социологией в какой-то мере, но далеко не в полном объеме.

  1. Внебрачный связи: мода или реальность?

Основные мотивы нарушения супружеской верности: угасание чувства, вытеснение его новым.. Объяснение перевеса этих мотивов в сторону прекрасного пола можно найти в мире чувств, эмоциональных оценок, которые все же больше характерны для женщин.

 

Мужчина может изменить чисто плотски, словно механически. Как правило, путь женщины к неверности лежит через духовное отторжение мужа, ее начинает притягивать другой человек. А вот следующий мотив — желание испытать что-то новое — более характерен для мужчин,  но и представительниц прекрасного пола в этой категории немало.

Стиль жизни окружающих, друзей мало влияет на нравственность, но есть другой важный фактор — образ жизни родителей. Он-то как раз сильно влияет на взаимоотношения супругов. Если изменяли оба родителя, то вероятность, что их сын или дочь тоже не будут отличаться верностью, достаточна велика. Если неверна была только мать, то это тоже в значительной степени отражается на сыне и на дочери. Если же изменял отец, то с большей вероятностью на путь неверности может встать только сын. Интересно, что на дочь стереотип отцовского поведения почти не оказывает влияния.

Изменой за измену супруга мстят около 1 % мужей и около 10 % жен. Разницу можно объяснить тем, что женщина все-таки больше знает о своем муже, а сама более скрытна.

Часто можно встретить человеческую агрессию, словесную и физическую… Агрессия, грубость порождают отчужденность, двойную мораль, желание найти компенсацию. Грубое отношение партнера причиной измены является у довольно большого числа семейных пар. В конфликтных ситуациях употребляются и матерные выражения. Ужасно, но треть супругов матерятся при детях. Иногда дело одними словами не ограничивается…

Половая неудовлетворенность в браке служит мотивом измены для немногим большего количества пар в сравнении с предыдущей причиной. Скука — нередко постоянный спутник секса, если речь идет о браке, которому больше 5 лет. Эти цифры характеризуют изменения в морали, роль секса. В прошлом женщина была зажата сословными и религиозными установками. Когда-то в России на женщину могли даже наложить епитимью — запрет на какое-то время заниматься половой жизнью, если узнавали, что она активна со своим мужем в постели. С тех пор наши нравы, конечно, изменились…

Длительное отсутствие партнера (командировка, отъезд на курорт одного из супругов, болезнь) толкает на измену около 10 % супругов.

Среди других мотивов измены, не требующих особых комментариев: попытка проверить свои сексуальные возможности, убедиться в собственной привлекательности, измена под воздействием «случайных» обстоятельств: спиртное, гулянка в компании.

Наиболее частые места знакомств будущих любовников: по месту работы, на отдыхе, в командировках (немного меньше), по месту жительства (также небольшое количество).

Исследования показали, что у 55% мужчин любовницами являются замужние женщины, 71% женщин любовник — женатый мужчина. Лишь по 10 % неверных супругов изменяют с холостыми

Существует двойной стандарт по отношению к супружеской измене. Мужчины в отношении себя придерживаются более «разрешающих» взглядов, чем в отношении женщин, то есть мужчины проявили себя как сторонники традиционной «двойной морали», «двойного стандарта», поведения — разрешающего для мужчин и запрещающего для женщин.

Женщины придерживались более «равноправной» морали, предъявляя почти одинаковые требования как к себе, так и к мужчинам. Женщины проявили и несколько большую консервативность в отношении внебрачных связей, «запрещая» их для обоих полов в большей мере, чем мужчины. Это показывает, что в известной степени современная женщина еще сохраняет позиции «хранительницы домашнего очага».

Двойной стандарт в отношении к изменам супругов в средневековье проявился в изобретении «пояса верности», который представлял собой стилизованные железные трусики, запирающиеся на замок. Считалось, что их надевали на своих дам сердца рыцари, отправляясь в поход. Для отправления естественных надобностей в ободе были сделаны дырочки, впрочем, недостаточно большие для того, чтобы можно было через них изменить.

Результаты исследований показали, что «запретительной» позиции в отношении внебрачных связей придерживаются не более 1/4- 1/3 людей. Большинство же либо допускают их возможность, либо относятся к ним неопределенно. Таким образом, 60- 70% людей, состоящих в браке, не поддерживают традиционной семейной идеологии. Объясняется это изменяющейся ролью брачных отношений в жизни человека, развитием супружеской автономии.

В большинстве случаев люди, выражающие мнение до допустимости внебрачных связей, придерживаются этой позиции и в поведении. Однако полного совпадения не происходит: примерно каждый пятый из имеющих внебрачные связи в принципе их осуждает и наоборот: среди осуждающих часть их фактически имеет.

Стереотип супружеской любви первый: верность жены стоит на страже достоинства мужа.

Обратной зависимости нет. Супруг, имеющий приключения на стороне, воспринимается как «неплохой петух». Обманутой жене достается лишь сочувствие. Однако если она изменяет, то называется «разрушительницей очага», а он — «рогачом».

Обманутая жена хочет познакомиться со своей соперницей, сравниться с нею, отгадать, «что он в ней нашел». Обманутый муж, наоборот, делает все, чтобы не оказаться лицом к лицу с любовником жены.

Хорошая жена должна принимать это во внимание. Она может чувствовать себя усталой от многолетней совместной жизни. Она может захотеть «минут забвения». Однако если она не хочет разрушить свой брак, то должна подумать, как муж прореагирует на известие об ее измене.

Стереотип второй: мужчина — собственник, т.е. владелец выбранной женщины. И это способствует его самоутверждению.

Мужчины мотивируют вступление во внебрачные связи следующим: половой потребностью (потребность, не связываемая с какими-либо эмоциональными и духовными сторонами общения, удовлетворяется со случайными, малознакомыми партнершами либо в кратковременных, связях с давними знакомыми, сослуживицами), алкогольным опьянением (особенно легкая его степень усиливает половое влечение и ослабляет внутренние запреты; это состояние многие мужчины считали прямой причиной внебрачной связи, правильнее расценивать его как способствующее этому обстоятельство), любовью к другой женщине (роль любви как мотива внебрачных связей невелика), любопытство, ссора с женой, сгоряча, из желания отомстить и самоутвердиться, некоторые из мужчин стали, по их словам, «жертвой » настойчивости женщин; но самую большую группу составляют все же те, кто не хочет или не может проанализировать, что побудило их к внебрачным связям.

Естественно думать, что стимулировать внебрачную активность должна неудовлетворенность отношениями в браке. Для мужчин, как выяснилось, этот мотив не слишком значим: его указали только 10% имевших внебрачные связи. То же подтвердилось и данными об их поведении: среди имевших внебрачные связи более половины были вполне удовлетворены отношениями в браке. Те, кто вступил во внебрачные связи, будучи неудовлетворенным в браке, в качестве основных мотивов этой неудовлетворенности указали недостаток взаимного чувства и неопытность жены как сексуального партнера.

Мотивы измены жены:

Ответы женщин достаточно отчетливо отличались от ответов мужчин. На первый план здесь выступило то, что для мужчин было сугубо второстепенным: неудовлетворенность в браке. Значимость этого мотива для женщин подтверждается и другими данными: среди имевших внебрачные связи женщин только 1/3 удовлетворенных браком и 2/3 — неудовлетворенных.

С этим вполне согласуется и гораздо больший вес любви к внебрачному партнеру как мотива внебрачной связи: не удовлетворенная в браке женщина ищет серьезной привязанности во внебрачных отношениях…

Однако внебрачные отношения существенно осложняют возможности урегулирования проблем в браке и нередко приводят к его распаду. Оправдан ли этот риск? Насколько удовлетворяют мужчин и женщин внебрачные связи в сравнении с браком? Несмотря на более широкий диапазон ласк, оргазма во внебрачных связях женщины достигали реже, чем в браке. Это вполне объясняется более высокой степенью приспособленности супругов друг к другу. В целом удовлетворенность внебрачными связями была ниже, чем в браке, особенно у мужчин.

Эволюция взглядов: почти все женщины начинают с мысли, что останутся верными своим мужьям. Различные опросы и исследования показывают, что для невест верность в супружестве остается непререкаемым идеалом.

Женщин в браке разочаровывает, что муж не оказывает эмоциональной поддержки, не уделяет жене ни времени, ни внимания, не выражает любви, не помогает в домашних делах.

Женская неверность — это бегство от неустраивающих женщину супружеских отношений. Она как бы ищет поддержки. Один очень хороший американский психоаналитик говорил, что женщины вне супружества ищут не секса, а эмоциональной поддержки, но за эту эмоциональную поддержку они вынуждены платить своим телом. Потому что кто же из мужчин окажет эмоциональную поддержку женщине, не уложив ее в постель или по крайней мере не получив надежду на это?

Причины неверности жен:

-неудовлетворенность браком, V месть мужу за его измену,

-способ почувствовать себя вновь любимой,

-ощутить свою значимость, повысить самооценку,

-продлить ощущение молодости, «зажечь» себя,

-почувствовать свою власть над мужчиной, S испытать сильные чувства,

-удовлетворить сексуальный голод, если таковой накопился,

-развеять скуку,

-удовлетворить любопытство,

-поменять старого мужа на нового,

-чтобы сделать карьеру.

Предрасположенность к внебрачным связям имеет место в случаях, когда женщина:

-считает неверность оправданной,

-ее мать изменяла мужу,

-есть знакомая, которая изменяет мужу,

-любит мужа меньше, чем он ее,

-она фактически глава семьи,

-имела богатый сексуальный опыт до замужества,

-более образованна, нежели муж,

-находится в критическом возрасте или в полосе неудач,

-переживает внезапную смерть родителя, , S в частых разлуках с мужем,

-мечтает о любовном романе,

-имеет давнего друга — мужчину,

-желает независимости.

Трудно определить, что же есть внебрачные связи, но я считаю, что модой их называть не следует, потому как они всегда – реальность, но «немодны» в зависимости от идеологии, социального строя и других причин.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *